Регистрация

Авторизуйтесь через соцсети:


Если вы зарегистрированы, просто введите свои данные:


Или пройдите регистрацию. Это не займет много времени



Регистрация


Сегодня четверг 08 декабря 2016 года

Знаменитости


Происшествия


Планета


Спорт


Рубрика: #Интересное

Главная | #Интересное | Как образ, не совершивший ни одного чуда, стал самой главной русской иконой

Как образ, не совершивший ни одного чуда, стал самой главной русской иконой

Быстрые новости сегодня

17 июля Русская православная церковь чтит память иконописца Андрея Рублева. Даже в богоборческие советские годы его иконы считались символом древнерусского искусства. «Русская планета» вспоминает жизнь, творчество и прославление самого знаменитого русского иконописца.

Андрей Рублев, художник-боговидец

Житие

Творчество Рублева изучено достаточно хорошо. Однако о самом иконописце известно не так много, при том что за свой талант он прославился еще при жизни. Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна: исследователи полагают, что это было в 1360-е годы. Родился Рублев в один из самых тяжелых периодов — ордынские и литовские набеги, эпидемии болезней, кровавые распри между князьями.

Мы доподлинно не знаем, кем были его родители, к какому сословию он принадлежал. Однако сам факт наличия у иконописца фамилии говорит о многом. Значит, род был известным. Скорее всего, это была династия потомственных ремесленников: фамилия может происходить от слова «рубель» — так назывался ремесленный инструмент.

Впервые Андрей Рублев упомянут в Троицкой летописи за 1405 год. «Toe же весны почаша подписывати церковь каменную св. Благовещение на князя великого дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев …»

Очевидно, к тому моменту Рублев уже достиг определенных успехов в иконописном мастерстве, хотя неизвестно, где он этому обучился. В то время на Руси было несколько иконописных школ — в Пскове, Новгороде, Москве. Возможно, Рублев также учился у греческих иконописцев в Византии или Болгарии, может быть, даже у самого Феофана Грека, упомянутого в летописи первым.

Также к тому моменту Рублев уже принял монашеский постриг — неслучайно он назван «чернецом». Есть две версии, где именно это произошло. Исследователи называют два монастыря, с которыми тесно связана жизнь иконописца: Спасо-Андроников монастырь в Москве и Троице-Сергиев. Есть записи, фиксирующие пребывание Рублева в каждой из обителей. Возможно, он общался и с самим Сергием Радонежским, который умер в 1392 году.

Творчество

Именно причастность к духовному наследию преподобного Сергия Радонежского оказала огромное влияние на творчество Андрея Рублева. К тому моменту Русь стала центром исихазма — духовной практики, созданной греческим святителем Григорием Паламой. Если вкратце, то это так называемая умная молитва, направленная на постижение Божественного света.

Андрей Рублев, художник-боговидец

Свет Божий — сущность самого Бога, к которой может прикоснуться каждый человек во время непосредственного общения с Всевышним при помощи молитвы, читаемой в соответствии с особой практикой. Исихазм сильно повлиял на творчество Рублева. Его иконы наполнены глубоким философским смыслом, лаконичны и при этом очень красивы.

Андрея Рублева приглашали расписывать храмы, уничтоженные в результате набегов ордынцев. Вместе со своим другом иконописцем Даниилом Черным Рублев заново расписал кафедральный собор во Владимире. Позже Рублев с Черным руководили работами по росписи Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

Троица

Икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым

Икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым

Самая знаменитая русская икона, «Троица» Андрея Рублева, стала воплощением глубинного, философского смысла идеи триединства и изображала молчаливую беседу в традициях учения Григория Паламы.

«Чистая молитва» — так часто называют «Троицу». Интересно, что эта икона, возможно, была создана не для молитвы, а для сени над ракой духовного учителя Андрея Рублева преподобного Сергия Радонежского. Подобные иконы называют «иллюстративными», они воплощают в себе ту или иную богословскую идею.

«Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви», — пишет искусствовед Ирина Языкова. При этом образ не стал чудотворным и не мироточил. Тем не менее значение иконы для православия поистине велико.

В основе сюжета лежит ветхозаветное повествование о трех ангелах, явившихся Аврааму, родоначальнику иудейского рода.

Этот сюжет воплощался и ранее, но носил, скорее, описательный характер: на иконе изображался сам Авраам, его жена, стол, за которым трапезничали ангелы, а также некоторые сценки из Ветхого Завета. У Рублева осталась лишь суть Троицы — три ангела, молчаливо беседующих друг с другом. Изображение смелое, однако Стоглавый собор в 1551 году признал его полностью соответствующим канонам и даже рекомендовал изобразительную манеру Рублева в качестве образца иконописи.

Позже Иван Грозный перенес икону в Троице-Сергиеву лавру и украсил богатым окладом. Несколько раз оклад снимали, а икону обновляли. Оклад закрывал ангелов вплоть до 1904 года. В начале XX века икону решили отреставрировать. Работами руководил иконописец и реставратор Василий Гурьянов. После трех снятых слоев обнаружилось, что подлинное изображение ангелов сильно отличается от дорисованных сверху. Работы по реставрации «Троицы» продолжились при советской власти: к счастью, большевики понимали ценность этого произведения искусства. Икону в 1929 году передали в Третьяковскую галерею, где для нее были созданы особые условия хранения. Там она находится и до сих пор.

Прославление

Рублев снискал земную славу еще при жизни. Однако важно, что он был не просто художником, а монахом, отдавшим всю свою жизнь служению Богу. Канонизирован Андрей Рублев в 1988 году в лике преподобного. Его мощи до сих пор не обретены. Интересно, что уже с XVI века Андрей изображался с нимбом. Местное почитание Рублева началось практически сразу после его кончины в 1428 году от морового поветрия, охватившего Москву. Он был похоронен возле колокольни в Спасо-Андрониковом монастыре.

«Строгановский иконописный подлинник», свод правил для иконописцев конца XVI века, прямо называет Андрея Рублева преподобным. Почему же Церковь не торопилась с его канонизацией? Возможно, это связано с тем, что сведений о самом Рублеве было крайне мало, а Церковь весьма осторожно относилась к прославлению новых подвижников. Стоит также отметить, что в XIX веке искусство иконописи было забыто и какое-то время имя Рублева не произносилось даже применительно к церковному искусству. Однако о нем никогда не забывали старообрядцы, иконы Рублева особо почитались ими как образец канонической иконописи.

Преподобный Андрей был канонизирован благодаря святости его жизни, а также поистине евангельскому вкладу в укрепление веры. Через свои творения он доносил до людей истину о Боге.

Источник

Автор: Андрей

0 отзывов

Выскажите свое мнение по поводу прочитанного. Новость была интересной?


Авторизуйтесь через соцсети:



Интересное

Военные конфликты

Видеоновости

Общество и социология